Налоговая проверяет не только организации и ИП, но и граждан. Расскажем об особенностях и нюансах

Когда налоговая может проверить гражданина

К самым распространенным поводам для налоговой проверки физического лица можно отнести:

  • проверка при подаче декларации 3-НДФЛ для получения налогового вычета;
  • проверка при подаче 3-НДФЛ в связи с получением дополнительного дохода, в том числе от реализации недвижимого имущества и автотранспорта;
  • проверка деятельности индивидуального предпринимателя после снятия его с налогового учета;
  • проверка гражданина, при поступлении информации об осуществлении незаконной предпринимательской деятельностью (в качестве основания для проверки может послужить любая жалоба, например, от соседей о сдаче в найм жилого помещения).

Все эти поводы можно охарактеризовать как проверка правильности исчисления и своевременность уплаты налога гражданином, в том числе нескольких (ст. 89 НК РФ).

На какие факторы могут обратить внимание налоговые органы при проверке незадекларированного дохода

  • рекламирование своей деятельности (в интернете, соц.сетях, на иных площадках);
  • покупателей, клиентов, которые переводили или передавали денежные средства проверяемому лицу за услуги или покупку товаров;
  • систематические (оптовые) закупки;
  • учет сделок;
  • подписание договоров (например, о сдаче жилья в найм);
  • крупный оборот денежных средств на банковских счетах;
  • дорогостоящие покупки (автомобили, недвижимость, предметы роскоши).

Налоговая может запросить информацию о поступлении денежных средств на счет физического лица

В соответствии с п. 1,1 ст. 86 НК РФ, все банки обязаны сообщать в ФНС об открытии или закрытии расчетных счетов физических лиц.

По запросу налоговой банки обязаны предоставлять справки о наличии кредитных и депозитных счетов, об остатках на них и движении денежных средств.

Если на гражданина поступила жалоба или он подал декларацию о получении налогового вычета за покупку недвижимости, при этом не имея официального дохода, налоговая скорее всего проверит: откуда, когда и какие суммы поступали на счета гражданина.

Может ли налоговая прийти с проверкой домой

Сотрудники налоговых органов вправе провести выездную проверку по месту жительства физлица.

Однако, сотрудники налогового органа должны получить согласие самого налогоплательщика и граждан, проживающих в жилом помещении проверяемого налогоплательщика, на проведение налоговой проверки.

Важно! Налоговики не вправе изымать документацию и осматривать жилое помещение без согласия хозяина. Только по решению суда.

При отсутствии согласия выездная проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа (ст. 25 Конституции РФ; абз. 1 п. 2 ст. 89, п. 5 ст. 91 НК РФ).

Какой период будут проверять

Выездная проверка ограничена проверяемым периодом, который не превышает 3-х лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Сколько времени может длиться проверка

У проверяющих есть 2 месяца для проведения выездной проверки. Данный срок может быть продлен до 4-х, а в исключительных случаях – до 6-ти месяцев, в частности, если (п. 6 ст. 89 НК РФ; п. 2 Порядка, приведенного в Приложении N 6 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@):

  • налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении законодательства и требует дополнительной проверки;
  • на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
  • проверяемый налогоплательщик не представил в установленный срок документы по требованию налоговых органов.

Также срок выездной проверки может быть приостановлен (не более чем на шесть месяцев), например, в связи с необходимостью проведения экспертизы (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Какие полномочия у проверяющего в ходе проверки

Сотрудники налоговых органов вправе независимо от наличия согласия налогоплательщика (п. 1 ст. 31, п. 2.1 ст. 86, п. п. 1214 ст. 89, ст. ст. 9097 НК РФ):

  • запрашивать необходимые для проверки документы, а также истребовать их у третьих лиц (у банков могут быть запрошены копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента, а также информация о выгодоприобретателях, представителях клиента);
  • осматривать имущество в нежилых помещениях и производить выемку документов и предметов (например, могут осмотреть дорогостоящий автомобиль на стоянке);
  • вызывать в качестве свидетеля любое физлицо, которому может быть известна какая-либо имеющая значение информация. (Это могут быть родственники, друзья, коллеги).
  • привлекать специалистов и экспертов.

Если физлицо препятствует проведению проверки, налоговые органы вправе определять подлежащие уплате им суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о физлице, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Налогоплательщики, в свою очередь, имеют право (п. п. 1, 15 ст. 89, п. 1 ст. 91, п. п. 5, 6 ст. 100, абз. 3 п. 2, п. п. 6.1, 6.2 ст. 101, ст. ст. 137139.1 НК РФ):

  • знакомится с решением о проведении выездной проверки и с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • получить справку о проведенной выездной проверке, акта проверки, а также дополнения к акту налоговой проверки;
  • подать письменные возражения по акту выездной проверки, по дополнению к акту налоговой проверки, а также обжаловать итоговое решение.

Какие документы налоговая обязана выдать физическому лицу по завершении проверки

В последний день проведения выездной проверки налоговый орган составляет и вручает налогоплательщику справку о проведенной проверке.

Также до истечения 2х месяцев с момента составления указанной справки налоговый орган составляет акт налоговой проверки и вручает его налогоплательщику или его представителю в течение 5-ти рабочих дней со дня, которым он датирован (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 15 ст. 89, п. п. 1, 5 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с актом налоговой проверки, то в течение 1-го месяца со дня получения акта может подать письменные возражения на него в целом или по его отдельным положениям в налоговый орган, проводивший проверку (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Срок рассмотрения и принятия решения составляет 10 рабочих дней с даты окончания срока представления возражений по акту проверки и может быть продлен не более чем на месяц.

По результатам рассмотрения материалов руководитель налогового органа должен вынести решение (п. п. 1, 7 ст. 101 НК РФ):

  • о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В случае принятия последнего из указанных решений по результатам рассмотрения материалов принимается решение о привлечении либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности – в течение 10-ти рабочих дней со дня истечения срока для представления налогоплательщиком возражений (п. 6 ст. 6.1, п. п. 1, 6.2, 7 ст. 101 НК РФ).

Решение, принятое по итогам налоговой проверки, должно быть вручено физлицу (его представителю) под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в течение 5-ти рабочих дней после его вынесения.

В случае если решение невозможно вручить или передать указанным способом, оно направляется по почте заказным письмом по месту жительства физлица (при этом датой его вручения считается шестой день со дня отправки письма) (п. 9 ст. 101 НК РФ).

По истечении месяца со дня вручения решение вступает в силу. Налогоплательщик вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу (п. 9 ст. 101 НК РФ).

При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта.

Однако при обжаловании вступившего в силу решения о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности его исполнение может быть приостановлено по заявлению налогоплательщика при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению (п. 5 ст. 138 НК РФ).

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Юридическая компания Ребо Групп
Добавить комментарий

Добавить уведомления Да Нет