Врачебная ошибка за Ваши деньги. Что делать при некачественном оказании платных медицинских услуг

Врачебная ошибка или некачественно оказанные услуги

Понятия “врачебная ошибка” в законодательстве Российской Федерации не существует. По-этому речь идет о некачественных медицинских услугах, предоставленных на платной основе.

Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи (ч. 2 ст. 98 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Споры о некачественном оказании медицински услуг встречаются довольно часто.

Качественная медицинская помощь (п. 21 ч. 1 ст. 2 Закона N 323-ФЗ) это:

  • своевременно оказанная медицинская помощь;
  • правильно выбранные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи;
  • степень достижения запланированного результата.

Например: Стоматологические услуги могут быть признаны некачественными, если в результате их оказания: произошло скалывание зубов или коронок; произошло изменение оттенка зубов; проблемы, с которыми обратился потребитель, не были устранены; был нарушен эстетический вид; в организм пациента была занесена инфекция; был причинен вред другим зубам, не подлежащим лечению; произошло смещение зубного ряда; произошло повреждение лицевого нерва.
(Судебная практика: Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.07.2021 N 88-14915/2021 по делу N 2-58/12-2020; Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2021 по делу N 88-15226/2021)

Проверка качества оказанных медицинских услуг

Некачественное оказание медицинских услуг, как правило, подтверждается результатами независимой экспертизы, так как разрешение данного вопроса требует специальных знаний.

Если потребитель принял решение о проведении независимой экспертизы качества оказанных медицинских услуг после обращения в платную клинику, то необходимо уведомить медицинскую организацию, оказавшую ему медицинские услуги о времени и месте ее проведения, направив телеграмму, телефонограмму либо передав уведомление под расписку в саму медицинскую организацию или ее сотрудникам.

Экспертиза качества оказанных медицинских услуг также может быть проведена после обращения за оказанием медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

Права потребителя при некачественном оказании медицинских услуг

В случае некачественного оказания медицинских услуг, в том числе в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, права потребителя подлежат защите в соответствии с законодательством о защите прав потребителей (абз. 1 преамбулы Закона от 07.02.1992 N 2300-1; ч. 8 ст. 84 Закона N 323-ФЗ; п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

Потребитель вправе по своему выбору потребовать от медицинской организации (п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1):

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  • соответствующего уменьшения цены (в случае платного оказания стоматологических услуг);
  • повторного выполнения работы;
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему вещь (например, при некачественном изготовлении зубных имплантов или протезов);
  • возмещения понесенных им расходов на устранение недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами (например, если потребитель обратился для исправления недостатков медицинских услуг в другую медицинскую организацию).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании медицинских услуг и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной медицинской услуги не устранены. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании медицинской услуги, если обнаружит существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора (п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1).

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной стоматологической услуги и нарушением сроков ее оказания (п. 1 ст. 28, п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1).

При нарушении прав потребителя предусмотрено также взыскание компенсации морального вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (ст. 151 ГК РФ; ст. 15 Закона N 2300-1).

Кроме того, при удовлетворении требований потребителя в суде, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17).

Срок предъявления требований при некачественном оказании медицинских услуг

Требования, связанные с недостатками медицинских услуги, могут быть предъявлены:

  • при принятии оказанной услуги
  • в ходе оказания услуги
  • если невозможно обнаружить недостатки при принятии, в течение гарантийного срока, а при его отсутствии – в разумный срок в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (п. 3 ст. 29 Закона N 2300-1).

Когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее 2-х лет и ненадлежащее качество услуги обнаружено по его истечении, но в пределах 2-х лет, для предъявления требования потребителю нужно доказать, что недостатки возникли до принятия им результата оказанной услуги или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 29 Закона N 2300-1).

Такая же обязанность по доказыванию возлагается на потребителя (п. п. 3, 4, 6 ст. 29 Закона N 2300-1):

При предъявлении требования по недостаткам медицинской услуги, на которую не установлен гарантийный срок. С претензией к исполнителю необходимо обратиться в разумный срок в пределах двух лет со дня принятия услуги.

При выявлении существенных недостатков, требование о безвозмездном их устранении можно заявить по истечении 2-х лет со дня принятия результата.

Вместе с тем, согласно ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, трактуется судами однозначно.

Санкт-Петербургский городской суд при рассмотрении гражданского дела о взыскании убытков и компенсации морального вреда отказал в применении специального срока исковой давности, обосновав отказ положениями ст. 208 ГК. Судом установлен факт нарушения ответчиками личных неимущественных прав истца вследствие наличия дефектов оказанной ему медпомощи, в результате которых у истца было несвоевременно выявлено онкологическое заболевание и, как следствие, резко уменьшились шансы на его положительный исход (апелляционное определение от 8 августа 2019 г. № 33-79/2019).

Существенный недостаток – это неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. При этом наличие возможности устранить недостаток само по себе не означает, что он не является существенным (абз. 9 преамбулы Закона N 2300-1).

Предъявление требований к медицинской организации

При оказании некачественных медицинских услуг законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Однако нелишнем будет обратиться к медицинской организации, оказавшей такие услуги, так как в случае добровольного исполнения требования потребитель может избежать дополнительных финансовых и временных затрат. Для этого потребителю следует представить в медицинскую организацию соответствующую письменную претензию.

Претензия составляется в свободной форме. В ней следует указать:

  • данные медицинской организации (наименование, место нахождения, иную контактную информацию); д
  • данные потребителя (Ф.И.О., паспортные данные, адрес и телефон);
  • обстоятельства заключения договора;
  • информацию об оплате;
  • в чем, по мнению потребителя, заключается некачественное оказание медицинской услуги
  • и требования потребителя

К претензии необходимо приложить документы, подтверждающие требования потребителя.

Претензия направляется по почте (заказным письмом или ценным письмом с описью вложения). Также претензия может быть передана непосредственно медицинскую организацию, при этом необходимо получить отметку о вручении на своем экземпляре.

Сроки рассмотрения требований потребителя при некачественном оказании медицинских услуг услуг

Требования потребителя об уменьшении цены за оказанную стоматологическую услугу, о возмещении расходов по устранению недостатков оказанной услуги, а также о возврате уплаченной за стоматологическую услугу денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.

Требования о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном оказании стоматологической услуги подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного оказания стоматологической услуги, а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором об оказании стоматологической услуги, который был ненадлежаще исполнен (п. п. 1, 2 ст. 31 Закона N 2300-1).

За нарушение указанных сроков медицинская организация уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 3% цены оказанной услуги. Если такая цена договором об оказании стоматологических услуг не определена – в размере 3% общей цены заказа (п. 5 ст. 28, абз. 4 ст. 30, п. 3 ст. 31 Закона N 2300-1).

Обращение с иском в суд при оказании некачественных медицинских услуг

Если в удовлетворении требования отказано или в установленный срок оно не было удовлетворено, необходимо обращаться с иском в суд к медицинской организации (ст. 1068 ГК РФ).

Скорее всего, суд также назначит экспертизу (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ; ч. 1, 2 ст. 58 Закона N 323-ФЗ).

Истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ; п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1).

Однако! Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, освобождаются от уплаты государственной пошлины (пп. 3 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Юридическая компания Ребо Групп
Добавить комментарий

Добавить уведомления Да Нет